Виды
деятельности
Различают три генетически
сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида
деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности),
по организации, по особенностям мотивации. Основным видом деятельности человека является труд.
Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником,
сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.
Игра не создает общественно
значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта
деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является
непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно,
физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с
созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания
человеком материальных и духовных ценностей общества. В психическом
развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром
взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит
освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения
(вместо людей — кукла), упрощения
(обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В
игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет
ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно,
нерегламентированно. Никто не может
обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II— в
дочки-матери. Игру ребенка можно
организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть
строгого режима дня. Сон, еда, прогулки,
время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры,
включенность в нее ребенка, прекращение игры
трудно регламентировать. Ребенок сам
переходит от одной игры к другой.
Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться. Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать.
Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться. Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать.
Школьник после окончания занятий
с удовольствием играет. Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока:
Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является
воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках
географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что.
они “видят”. Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках иностранного
языка: учителя, гида, продавца — и на основе роли активно овладевают языком.
Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в
высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он может играть в
шахматы и участвовать в других спортивных, ролевых, развлекательных, подвижных играх.
Хотя виды деятельности не
существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое
значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для
другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах
деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития
личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра.
Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий