четверг, 21 апреля 2022 г.

Оценивание выполнения 19 задания ЕГЭ по обществознанию с развернутым ответом

Оценивание выполнения 19 задания  с развернутым ответом

Задание 19 в ЕГЭ по обществознанию «нацеливает на применение полученных знаний, в том числе выявление связей социальных объектов, процессов и конкретизацию (иллюстрацию и т.п.) примерами отдельных положений текста с опорой на контекстные обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт <…>.  

Задание 19 в большинстве случаев требует конкретизации примерами отдельных положений текста, позиции автора, затронутых в тексте проблем. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров. Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите… и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие…», «Проиллюстрируйте примером… В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример». Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, пошагово фиксируя порядок выполнения требований. Выполняя задание 19, участник экзамена должен с помощью примеров уточнить, детализировать какие-то обобщённые положения, характеристики и т.п. При этом под примером подразумевается факт общественной жизни или личного социального опыта (конкретный процесс, явление, действие, событие, реальные или смоделированные), приводимый для иллюстрации какого-либо теоретического положения.


«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма объёмное и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта участников ЕГЭ или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном выполнении – 2 или 1 балл»[1].

 

Рассмотрим возможные варианты заданий 19, а также примеры выполнения задания 19 реальными учениками. Данные работы оценивались экспертами ЕГЭ – членами предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по обществознанию, а значит, формулировки ответов, которые содержатся в примерах выполнения задания 19, можно рассматривать в качестве ориентира (не эталона!) для подготовки к экзамену. Знакомство с примерами выполнения задания позволит учителям разобрать с учениками возможные формулировки ответов, подобрать индивидуальный стиль написания без риска потери баллов. Ученики в свою очередь могут самостоятельно изучить представленные примеры, попробовать написать свои варианты ответов, используя опыт сверстников.

 

Примеры заданий

Пример 1

Используя обществоведческие знания, личный социальный опыт и факты общественной жизни, приведите три примера, иллюстрирующих роль семьи в социализации личности, и дайте пояснения влияния на социализацию личности (В каждом случае сначала приведите пример, затем поясните, в чем заключается влияние семьи на социализацию. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

В правильном ответе могут быть следующие элементы (примеры и пояснения)

1) в семье Романовых принято обсуждать прочитанные книги, просмотренные фильмы, совершенные поездки и путешествия, родители всегда просят своих детей высказать и пояснить свое мнение/отношение и т.п. (общение в кругу семьи позволяет ребенку формировать собственные взгляды, нормы, установки и идеи);

2) отец рассказал 14-летнему Ивану о том, как повел себя в ситуации, когда коллега пытались оклеветать его товарища. Когда в школе Ивана возникла подобная ситуация, Иван встал на защиту своего друга Семёна (дети учатся у родителей определенным действиям, осваивая готовые модели поведения);

3) родители всегда хвалят Марию за хорошие отметки, поэтому она привыкла вовремя выполнять домашние задания и хорошо учиться (родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания)

Могут быть приведены другие примеры и пояснения.

Засчитываются только примеры сформулированные развернуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)


Примеры выполнения задания

 1 вариант выполнения

1) Семья К. поддерживает либеральные взгляды на политику и учат своего ребенка тому же, вследствие того, когда их ребенок достигнет 18 лет, то проголосует на выборах за либеральную партию.

2) Семья В. отправилась в исторический музей, чтобы их дети узнали больше об истории их страны К.

3) Семья Н. учит своего ребенка, что представляет из себя правила поведения в обществе, например, этические нормы и этикет.

 

2 вариант выполнения

1) Отец дает определенную сумму денежных средств ребенку каждую неделю на карманные расходы. Обучение ребенка финансовой грамотности.

2) Мать увидела, что ребенок увлекается рисованием и отвела в художественный кружок. Поддержка в развитии хобби.

3) Старший брат повал младшего гулять и познакомил со своими друзьями. Помощь в налаживании общения в коллективе.

 

3 вариант выполнения

1) Маша рассказала Ане про то, как нужно вести себя за обеденным  столом и объяснила ей норма этикета. Влияние семьи заключается в том, что мать учит правилам этикета дочь, тем самым она социализируется как личность.

2) Отец отвел дочь в планетарий, там рассказал ей о разных планетах и звездах, которые существуют в нашей галактике. Влияние семьи отображается на дочке тем, что она получила новые знания и социализировалась как личность.

3) Родители объяснили Павлу как нужно себя вести в школе, рассказали, что нужно уважать своих одноклассников и учителей, вести себя приемлемо и никого не оскорблять. Влияние семьи отображается в том, что родители научили сына нормам поведения и нормам морали, тем самым сын социализировался.

 

 Пример 2

Одной из обязанностей государства в рыночной экономике авторы считают установление правил поведения экономических субъектов. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя гримерами данную обязанность государства (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто и примеры не должны дублировать друг друга по содержанию и отражать различные аспекты данной обязанности.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры:

1) Для того, чтобы законно вести предпринимательскую деятельность, уплачивать налоги, Матвей в соответствии с законодательством РФ прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя

2) В результате проверки, которую осуществил Центральный бань: РФ, была отозвана лицензия у коммерческого банка в соответствии с требованиями законодательства

3) Закон запрещает продавать товары с истёкшим сроком годности и ненадлежащего качества

Могут быть приведены другие примеры.

Засчитываются только примеры сформулированные развернуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве призеров).

 

Примеры выполнения задания

 1 вариант выполнения

1) Введение антимонопольной политики (для обеспечения равных возможностей для развития предпринимательства)

2) Налоговый контроль (четкая проверка компаний и юридических лиц на налоговые выплаты со всех заработков и отсутствие нелегальных заработков)

3) Контроль качества продукции (для урегулирования вопросов о качестве и безопасности продукций)

 

2 вариант выполнения

1) Государство У провело денежно-кредитную политику, после чего Центральный банк уменьшил свою процентную ставку. В связи с этим процентные ставки уменьшились и у коммерческих банков, что позволило многим начинающим фирмам взять кредит и начать свою деятельность по производству товаров и услуг.

2) Государство К выпустило закон о том, что теперь, чтобы торговать алкоголем, фирма должна иметь определенную лицензию (или государство А выпустило закон о том, что все производители, которые ввозят товар в эту страну, должны платить таможенную пошлину).

 

Комментарий.

В данном варианте выполнения можно выставить 2 балла, т.к. второй и третий пример однотипные, оба связаны с функцией нормотворчества.

 

3 вариант выполнения

1) В соответствии с антимонопольной политикой государства N обувная фирма S не может диктовать свои условия на рынке, в частности, поднимать цену на обувь, пользуясь своим исключительным положением.

2) Гражданин Петров, осуществляя экономическую коммерческую деятельность, работая репетитором, должен оформиться как самозанятый в соответствии с законом.

Комментарий.

В данном варианте выполнения можно выставить 2 балла, т.к. приведено только 2 примера.

 

  

Пример 3

Одной из причин, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, автор считает крушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три недостатка плановой экономики. (В каждом случае сначала назовите недостаток, а затем приведите пример, раскрывающий этот недостаток. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы (недостатки и примеры):

1) отсутствие конкуренции (например, в государстве Z фабрики обуви выпускают однотипную обувь, что не обеспечивает выбор покупателей);

2) уравнительная оплата труда (например, рабочие на предприятиях в государстве Z получают примерно одинаковые оклады, установлен своего рода «зарплатный потолок», что негативно сказывается на мотивации рабочих, их стремлении совершенствовать свой профессионализм);

3) дефицит товаров (например, в СССР граждане имели сбережения, но советское производство не успевало полностью обеспечивать граждан необходимыми в повседневной жизни товарами широкого потребления, не говоря уже о телевизорах, холодильниках и автомобилях).

Могут быть названы другие недостатки, приведены другие примеры.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

 

Примеры выполнения задания

 1 вариант выполнения

1) Уравнительная оплата труда (слесари Иванов и Кольцов, работающие на предприятии по изготовлению деталей для автомобилей, по-разному относятся к выполнению плана. Кольцов относится ответственно, выполняя план в полной мере и даже перевыполняя его. Петров трудится «спустя рукава», частенько прогуливая и опаздывая на работу, а заработная плата 100 рублей в месяц и у Иванова, и у Кольцова. Смотря на такую «уравниловку», Кольцов постепенно утрачивает мотивацию к труду и больше не стремиться к выполнению плана).

2) Отсутствие разнообразия товаров и постоянный дефицит (в стране плановая экономика. Госплан директивно спускает на предприятия планы на 5 лет по выпуску магнитофонов «Юпитер», которые предприятия и выпускают в том количестве, которое указано в директиве, а не в том, которое требуется потребителям. В результате кроме данной модели магнитофона в магазинах никакой другой нет, да и хватает далеко не всем потребителям).

3) Экстенсивный вариант развития экономики а счет количества, а не качества продукции (освоение целинных и пахотных земель при Н.С. Хрущеве, когда за счет мобилизации всех имеющихся ресурсов и увеличения сельскохозяйственной запашки удалось получить урожай, который можно было получить при рациональном использовании (удобрения, улучшение качества сельскохозяйственной техники) на имеющихся у колхозов землях.

 

2 вариант выполнения

1) Дефицит (В стране Z, где распространена плановая экономика, указом центральной власти, для которой было невозможно оценить реальный спрос на картошку, было решено выращивать картошку в объеме 100 тонн в год, в то время как население страны было заинтересовано в больших объемах картошки, благодаря ее никой цене, поэтому картошка оказалась в дефиците, ведь доставленную в магазин картошку быстро раскупали и многим людям просто не доставалось картошки, что иллюстрирует такой недостаток плановой экономики, как дефицит).

2) Никое качество продукции из-а отсутствия конкуренции (На съезде партии страны Х было решено, что завод «Лампочка» будет производить компьютеры для населения страны, так как завод был единственным производителем компьютеров на территории страны, а его продукция была необходима населению, граждане покупали компьютеры в любом случае, даже, если у продукта были явные технические недостатки, ведь у завода, в свою очередь, не было необходимости внедрять инновации в технологии производства, его продукция и так продавалась, что иллюстрирует такой недостаток плановой экономики, как низкое качество продукции).

3) Принцип уравнительного распределения (В стране Х на производстве медицинского оборудования «Лечздрав» каждый рабочий получал от 100 до 200 ДЕ, таким образом у рабочих не было мотивации работать лучше и расти по карьерной лестнице. Тем самым производить лучшую продукцию, потому что их зарплата была уже определена центральной властью, что привело к низкому уровню жизни населения, так как среднестатистический рабочий на свои деньги не мог себе позволить жить в хорошем доме с регулярным водоснабжением. Что иллюстрирует такой недостаток плановой экономики, как принцип уравнительного распределения).

 

 

Пример 4

Одним из видов формальных политических организаций являются политические партии. Используя обществоведческие знания, личный социальный опыт и факты общественной жизни, назовите три признака политической партии и проиллюстрируйте примером каждый из них. (В каждом случае сначала назовите признак, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

 В правильном ответе должны быть следующие элементы (признаки и примеры):

1) участие в борьбе за власть (например, партия М участвует в выборах в нижнюю палату парламента, претендуя на значительное число мест в органе законодательной власти,

2) определенная идеология (например, партия N придерживается либеральной идеологии, отстаивая идеи абсолютной ценности человеческой личности),

3) наличие устава (например, устав политической партии D предполагает избрание раз в четыре года руководства данной организации);

Могут быть приведены другие признаки, другие примеры.

Засчитываются только примеры сформулированные развернуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

 

Примеры выполнения задания

 1 вариант выполнения

Можно рассмотреть партии по разным критериям: партии власти и оппозиционные; закрытые и открытые, но всех их объединяют следующие признаки: (это авторский вариант изложения, условие задания не требует указывать критерии) 

1) Наличие устава, согласно которому та или иная политическая организация помимо организационных моментов определяет свое видение на дальнейшее развитие страны через призму консерватизма, либерализма, социализма, коммунизма.

2) Членство, вносы. Каждый рекрутируемый член партии становясь членом партии получает партийный билет.

3) Как правило, все политические партии осуществляют борьбу за власть. В качестве примера можно привести пример: приход к власти в рамках правового поля посредством выборов или радикальным методом через революцию.

Комментарий. В данном варианте выполнения можно выставить 2 балла, т.к. первый пример иллюстрирует наличие программы, а не устава.


2 вариант выполнения

1) Наличие идеологии (Политическая партия «Консерваторы государства Х» являются приверженцами консерватизма и защищают традиционные ценности)

2) Наличие политической программы (Политическая партия «Единая Россия» в своей программе выразила свое видение о будущем государства и указала свои цели и задачи)

3) Стремиться прийти к власти (Политическая партия «Малый и средний бизнес государства Х» начала активную избирательную компанию, чтобы пройти минимальный порог и получить места в парламенте)


 



[1] Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года //http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2021/ob_mr_2021.pdf


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Навигация

Для просмотра ГЛАВНОЙ страницы перейдите по ссылке HISTORIA MAGISTRA VITAE Информационный