Оценивание выполнения 20 задания с развернутым ответом
Выполняя задние 20, участник экзамена
должен выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства
тех или иных социальных объектов, явлений, включая их взаимодействия. Суждения
(аргументы, объяснения) должны содержать элементы обобщения. В сравнении с
заданием 19 они должны быть более широкого объёма и менее конкретного
содержания.
За полное и правильное выполнение
задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Указания
по оцениванию Если в развёрнутом ответе наряду с
требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций
приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества)
элементы/позиции, содержащие неточности/ошибки, искажающие смысл ответа, то
при оценивании действует следующее правило: – если таких элементов/позиций
два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов; – если такой
элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже
фактического по критериям[1]. |
Примеры заданий
Пример 1
Обращаясь к духовным истокам
тоталитаризма, автор отмечает такие проявления, как 1) нетерпимость к инакомыслию;
2) отсутствие уважения к правам и свободам человека; 3) утопии о построении
нового общества. Используя обществоведческие знания, приведите по одному
аргументу, подтверждающему негативные последствия каждого из приведённых проявлений.
В правильном ответе могут быть приведены
следующие аргументы.
1) Нетерпимость к инакомыслию делает
невозможным развитие идеологического плюрализма, отрицает даже потенциальную возможность
политической конкуренции и многопартийности в стране.
2) Отсутствие уважения к правам и
свободам человека приводит к их систематическому нарушению вплоть до массовых
репрессий.
3) Утопии о построении нового общества
вводят в заблуждение часть населения, которая «слепо» верит в возможность
подобной перспективы; с другой стороны, построение подобных обществ, как правило,
связано с пал ной изоляцией от внешнего мира.
Могут быть приведены другие
основательные аргументы. Засчитываются только аргументы, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются
в качестве аргументов)
Примеры выполнения задания
1 вариант выполнения
1) Последствием нетерпимости к
инакомыслию является отсутствие в обществе других идеологий, мнений, взглядов
кроме установленных государством. В итоге это приводит к регрессу и застою в
обществе. Например, в советском союзе нельзя было критиковать власть и то
привело к произволу и репрессиям. 2) Отсутствие уважения к правам и
свободам человека приводит к незаконным арестам, насилию над людьми, что в
итоге полностью подрывает доверие народа к государству и способствует оттоку
умного и способного населения и страны. 3) Утопии о построении нового общества
негативно влияют на граждан, так как затмевают критическое восприятие
реальных проблем. Государство не решает реальные проблемы граждан, а обещает,
что в будущем все будет хорошо. Таким образом в настоящем граждане живут в
бедности, без медицинской помощи, с насилием ради будущего, которое может
наступить. |
2 вариант выполнения
1)
Нетерпимость к инакомыслию ведет в искоренению у человека такого понятия, как
критическое мышление, соответственно человек перестает думать о поступающей
информации, перестает задавать вопросы, а лишь слепо верит любым
утверждениям, что, в свою очередь. Приводит к формированию навязанной картины
мира и невозможности придумывать инновационные идеи, поэтому общество
начинает деградировать от отсутствия новых идей, что подтверждает негативные последствия
нетерпимости к инакомыслию. 2)
Права и свободы человека необходимы для формирования гражданского общества и
правового государства, которые призваны ограничивать государственную власть,
соответственно, отсутствие уважения к правам и свободам ведет к деградации
гражданского общества и невозможности становления правового государства и
приводит к беспределу, насилию и незаконным действиям со стороны
государственной власти, которые противоречат ценностям гуманизма, что
подтверждает негативные последствия отсутствия уважения к правам и свободам
человека. 3)
Утопии о построении нового общества построены на понимании человека идеальным
биосоциальным существом, что противоречит реальной картине мира и реальной
сущности человека, следовательно, утопические мыслители предлагают изменение
мира по идеальным сценариям, которые не могут быть применимы практически,
поэтому практические действия имеют большие недостатки и негативно влияют на
качество жизни людей, что подтверждает негативное влияние утопий о построении
нового общества. |
Пример 2
Авторы считают пагубным для экономики
искусственное сохранение рабочих мест в технологически бесперспективных
производствах и обеспечение так называемой полной занятости. Используя обществоведческие
знания, приведите три аргумента, подтверждающих возможные положительные
последствия безработицы (Каждый аргумент должен быть сформулирован как
распространенное предложение.)
В правильном ответе могут быть следующие
аргументы
1) благодаря безработице формируется
мобильный «резерв» рабочей силы, который может быть использован различными предприятиями,
организациями и учреждениями, нуждающимися в сотрудниках,
2) безработица способствует усилению
трудовой мотивации работников в связи с потенциальной угрозой потери рабочего места,
3) безработица способствует
систематическому повышению квалификации работников в целях сохранения конкурентоспособности
на рынке труда,
4) благодаря безработице в определенной
мере повышается уровень трудовой дисциплины и качества труда
Могут быть приведены другие аргументы в
соответствии с требованием задания
Засчитываются только аргументы,
сформулированные как распространенные предложения (отдельные слова и словосочетания
не засчитываются в качестве аргументов)
Примеры выполнения задания
1 вариант выполнения
1) Появляется запас населения, который
может приступит к работе во время кризиса. 2) Во время поиска работы человек
может получить новые навыки или освоить профессию. 3) Чтобы не оказаться безработными,
люди начинают конкурировать между собой, из-за чего улучшают качество своей
работы. |
2 вариант выполнения
1) Одним из позитивных моментов,
сопровождающих явление безработицы, может выступать трудовая мотивация
работающих. В качестве самостоятельного стимула к труду может выступать
опасения потерять работу. 2) В условиях безработицы формируется
мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать в случае
расширения производства. 3) Кроме того сдерживаются требования
профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый
уровень инфляции. |
3 вариант выполнения
1) Мотивация граждан развиваться и
повышать уровень своих знаний в той или иной сфере, чтобы найти работу. 2) Занятыми остаются только самые
трудолюбивые и квалифицированные сотрудники, что способствует развитию
предприятий, а также повышению качества производимых товаров или услуг. 3) Поскольку незанятых людей, которые
хотят и готовы начать работать много в условиях безработицы, в стране
создается резерв рабочей силы. |
4 вариант выполнения
1) Гражданин получает возможность
переквалифицироваться или получить доп. образование. 2) Формируется мобильный «резерв»
рабочей силы. 3) Появляется конкуренция между
работниками, следовательно, появляется стимул к развитию способностей труда. |
Пример 3
Используя обществоведческие знания,
приведите три аргумента, подтверждающих особую рога» профессиональных
организаций (коллективов) в процессе вторичной социализации (Каждый аргумент должен
быть сформулирован как распространенное предложение.)
В правильном ответе могут быть следующие
аргументы:
1) социализация в профессиональные
организациях способствует приобретению новых знаний, умений и навыков,
необходимых при осуществлении деятельности,
2) социализация в профессиональных
коллективах способствует развитию коммуникативных умений,
3) социализация в трудовом коллективе
способствует развитию личной ответственности за порученное дело, нацеленности
на достижение результата,
4) социализация в данные группах связана
с приобщением к профессиональной субкультуре, усвоением профессионального языка
общения
Могут быть приведены другие аргументы в
соответствии с требованием задания
Засчитываются только аргументы,
сформулированные как распространенные предложения (отдельные слова и
словосочетания не засчитываются в качестве аргументов)
Примеры выполнения задания
1 вариант выполнения
1) Во-первых, в профессиональных
организациях индивид общается с другими членами коллектива, что дает
возможность для реализации коммуникативных потребностей. Следовательно, для
вторичной социализации важно, чтобы индивид получал социальный важно, чтобы
индивид получал социальный опыт. 2) Во-вторых, профессиональные
организации дают возможность для осуществления социальной роли работника.
Следовательно, индивид сможет реализовать свои профессиональные навыки и
получить социальный опыт в профессиональной сфере. Таким образом, это важно
для вторичной социализации. 3) В-третьих, профессиональные
организации дают возможность для социальной мобильности индивида.
Следовательно, это тоже принесет изменения человека в обществе, что тоже
важно для вторичной социализации. |
[1]
Методические материалы для председателей и членов РПК
по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ
2022//http://doc.fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf/2022/obshchestvoznanie_mr_ege_2022.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий