пятница, 6 мая 2022 г.

Оценивание выполнения 20 задания ЕГЭ по обществознанию с развернутым ответом

Оценивание выполнения 20 задания  с развернутым ответом

 «Задание 20 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации и привлечение контекстных обществоведческих знаний, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. <…>

Выполняя задние 20, участник экзамена должен выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства тех или иных социальных объектов, явлений, включая их взаимодействия. Суждения (аргументы, объяснения) должны содержать элементы обобщения. В сравнении с заданием 19 они должны быть более широкого объёма и менее конкретного содержания.


За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Указания по оцениванию

Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие неточности/ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило: – если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов; – если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям[1].

 

Примеры заданий

Пример 1

Обращаясь к духовным истокам тоталитаризма, автор отмечает такие проявления, как 1) нетерпимость к инакомыслию; 2) отсутствие уважения к правам и свободам человека; 3) утопии о построении нового общества. Используя обществоведческие знания, приведите по одному аргументу, подтверждающему негативные последствия каждого из приведённых проявлений.

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы.

1) Нетерпимость к инакомыслию делает невозможным развитие идеологического плюрализма, отрицает даже потенциальную возможность политической конкуренции и многопартийности в стране.

2) Отсутствие уважения к правам и свободам человека приводит к их систематическому нарушению вплоть до массовых репрессий.

3) Утопии о построении нового общества вводят в заблуждение часть населения, которая «слепо» верит в возможность подобной перспективы; с другой стороны, построение подобных обществ, как правило, связано с пал ной изоляцией от внешнего мира.

Могут быть приведены другие основательные аргументы. Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов)

 

Примеры выполнения задания

 

1 вариант выполнения

1) Последствием нетерпимости к инакомыслию является отсутствие в обществе других идеологий, мнений, взглядов кроме установленных государством. В итоге это приводит к регрессу и застою в обществе. Например, в советском союзе нельзя было критиковать власть и то привело к произволу и репрессиям.

2) Отсутствие уважения к правам и свободам человека приводит к незаконным арестам, насилию над людьми, что в итоге полностью подрывает доверие народа к государству и способствует оттоку умного и способного населения и страны.

3) Утопии о построении нового общества негативно влияют на граждан, так как затмевают критическое восприятие реальных проблем. Государство не решает реальные проблемы граждан, а обещает, что в будущем все будет хорошо. Таким образом в настоящем граждане живут в бедности, без медицинской помощи, с насилием ради будущего, которое может наступить.

 

2 вариант выполнения

1) Нетерпимость к инакомыслию ведет в искоренению у человека такого понятия, как критическое мышление, соответственно человек перестает думать о поступающей информации, перестает задавать вопросы, а лишь слепо верит любым утверждениям, что, в свою очередь. Приводит к формированию навязанной картины мира и невозможности придумывать инновационные идеи, поэтому общество начинает деградировать от отсутствия новых идей,  что подтверждает негативные последствия нетерпимости к инакомыслию.

2) Права и свободы человека необходимы для формирования гражданского общества и правового государства, которые призваны ограничивать государственную власть, соответственно, отсутствие уважения к правам и свободам ведет к деградации гражданского общества и невозможности становления правового государства и приводит к беспределу, насилию и незаконным действиям со стороны государственной власти, которые противоречат ценностям гуманизма, что подтверждает негативные последствия отсутствия уважения к правам и свободам человека.

3) Утопии о построении нового общества построены на понимании человека идеальным биосоциальным существом, что противоречит реальной картине мира и реальной сущности человека, следовательно, утопические мыслители предлагают изменение мира по идеальным сценариям, которые не могут быть применимы практически, поэтому практические действия имеют большие недостатки и негативно влияют на качество жизни людей, что подтверждает негативное влияние утопий о построении нового общества.

 

 

Пример 2

Авторы считают пагубным для экономики искусственное сохранение рабочих мест в технологически бесперспективных производствах и обеспечение так называемой полной занятости. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих возможные положительные последствия безработицы (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие аргументы

1) благодаря безработице формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который может быть использован различными предприятиями, организациями и учреждениями, нуждающимися в сотрудниках,

2) безработица способствует усилению трудовой мотивации работников в связи с потенциальной угрозой потери рабочего места,

3) безработица способствует систематическому повышению квалификации работников в целях сохранения конкурентоспособности на рынке труда,

4) благодаря безработице в определенной мере повышается уровень трудовой дисциплины и качества труда

Могут быть приведены другие аргументы в соответствии с требованием задания

Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространенные предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов)

 

Примеры выполнения задания

 

1 вариант выполнения

1) Появляется запас населения, который может приступит к работе во время кризиса.

2) Во время поиска работы человек может получить новые навыки или освоить профессию.

3) Чтобы не оказаться безработными, люди начинают конкурировать между собой, из-за чего улучшают качество своей работы.

 

2 вариант выполнения

1) Одним из позитивных моментов, сопровождающих явление безработицы, может выступать трудовая мотивация работающих. В качестве самостоятельного стимула к труду может выступать опасения потерять работу.

2) В условиях безработицы формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать в случае расширения производства.

3) Кроме того сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции.

 

3 вариант выполнения

1) Мотивация граждан развиваться и повышать уровень своих знаний в той или иной сфере, чтобы найти работу.

2) Занятыми остаются только самые трудолюбивые и квалифицированные сотрудники, что способствует развитию предприятий, а также повышению качества производимых товаров или услуг.

3) Поскольку незанятых людей, которые хотят и готовы начать работать много в условиях безработицы, в стране создается резерв рабочей силы.

 

4 вариант выполнения

1) Гражданин получает возможность переквалифицироваться или получить доп. образование.

2) Формируется мобильный «резерв» рабочей силы.

3) Появляется конкуренция между работниками, следовательно, появляется стимул к развитию способностей труда.

 

 

Пример 3

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих особую рога» профессиональных организаций (коллективов) в процессе вторичной социализации (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие аргументы:

1) социализация в профессиональные организациях способствует приобретению новых знаний, умений и навыков, необходимых при осуществлении деятельности,

2) социализация в профессиональных коллективах способствует развитию коммуникативных умений,

3) социализация в трудовом коллективе способствует развитию личной ответственности за порученное дело, нацеленности на достижение результата,

4) социализация в данные группах связана с приобщением к профессиональной субкультуре, усвоением профессионального языка общения

Могут быть приведены другие аргументы в соответствии с требованием задания

Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространенные предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов)

 

 

Примеры выполнения задания

 

1 вариант выполнения

1) Во-первых, в профессиональных организациях индивид общается с другими членами коллектива, что дает возможность для реализации коммуникативных потребностей. Следовательно, для вторичной социализации важно, чтобы индивид получал социальный важно, чтобы индивид получал социальный опыт.

2) Во-вторых, профессиональные организации дают возможность для осуществления социальной роли работника. Следовательно, индивид сможет реализовать свои профессиональные навыки и получить социальный опыт в профессиональной сфере. Таким образом, это важно для вторичной социализации.

3) В-третьих, профессиональные организации дают возможность для социальной мобильности индивида. Следовательно, это тоже принесет изменения человека в обществе, что тоже важно для вторичной социализации.

 

 



[1] Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2022//http://doc.fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf/2022/obshchestvoznanie_mr_ege_2022.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Навигация

Для просмотра ГЛАВНОЙ страницы перейдите по ссылке HISTORIA MAGISTRA VITAE Информационный